Ваша собака гений?

Руководство по определению гениальности собаки.

Каждый, у кого когда-либо была собака может рассказать сотню историй о способности собак понимать человеческую речь. Наверняка вы заметили у ваших питомцев способность запоминать слова. Даже те, о которых вы не хотели бы, чтобы они знали. Сколько раз вы произносили  “гулять” или “еда” в надежде избежать возбужденной беготни?

Ранее проводились исследования, в которых изучали как животные, не относящиеся к человеку, включая шимпанзе, морских львов и макак-резусов, учат слова. В недавно опубликованной в журнале Nature статье отмечают, что некоторые собаки узнают название нового объекта, услышав его всего четыре раза. Ранее считалось, что эта способность присуща исключительно людям. Исследователи, однако,  обнаружили, что эта способность имеется не у всех собак. Скорее она может наблюдаться у  нескольких «талантливых» или хорошо обученных людьми. Так как же определить, гениальна ли ваша собака? Исследование было простым, и его легко повторить дома. Просто следуйте инструкциям исследователей, чтобы узнать, сможет ли ваша собака так быстро запоминать названия объектов. Не волнуйтесь, если у вашей собаки нет этой способности, это может быть связано с ее породой или предыдущим опытом. 

История Виски и Вики Нины

В новом исследовании участвовали колли по имени Виски, знавший по именам 59 объектов, и йоркширский терьер Вики Нина, знавшая 42 игрушки. Исследователи проверили знание каждой собакой своих игрушек, попросив их приносить каждую игрушку по очереди. Ни владельцы, ни экспериментаторы не могли видеть игрушки, чтобы не повлиять на выбор собак. После того, как было установлено, что собаки знают названия всех своих игрушек, исследователи представили два новых объекта. Они помещали каждый из них по очереди в группу известных игрушек. В этом тесте Виски каждый раз выбирал новую игрушку. Вики Нина показала правильный результат в 52,5% попыток, что немного выше вероятности случайного выбора.

Изучение новых слов

В следующей части исследования собаке показывали игрушку, называли ее имя и разрешали поиграть с ней. После четырех повторений названия двух разных новых игрушек собаку просили выбрать одну из двух новых игрушек. В эту часть испытания не включались знакомые игрушки, чтобы собака не выбрала правильную игрушку путем исключения. Если собака знает названия всех других игрушек, она может выбрать правильную игрушку, потому что догадывается, что незнакомое слово должно указывать на незнакомую игрушку. Обе собаки выбирали новую игрушку чаще, чем можно было предположить. Предполагается, что они действительно очень быстро запоминали название нового объекта. Однако их память значительно ухудшилась через 10 минут, и почти через час собаки практически полностью забывают выученные слова. Это показывает, что новое обучение нуждается в дополнительном подкреплении, чтобы сохранить результат. 

Тест с новой игрушкой также проводился 20 добровольцами на их собственных собаках. Но эти собаки не показали способности узнавать новые слова после нескольких прослушиваний. Авторы предположили, что разница между показателями двух собак в их тесте и собак-добровольцев означает, что для быстрого выучивания новых слов собаке, возможно, потребуется быть необычайно умной или иметь большой опыт в изучении слов.

Умные собаки

Кажется вероятным, что в этих экспериментах действует комбинация факторов. Примечательно, что наиболее часто используемая в исследованиях этого типа порода — это бордер-колли. Их специально разводят для выполнения слышимых команд, мотивируют выполнять задания. Йоркширские терьеры также получают удовольствие от умственной и физической стимуляции.

Аналогичные тесты были проведены другими исследовательскими группами, обычно с использованием бордер-колли. В 2004 году было обнаружено, что собака по кличке Рико знает названия 200 различных объектов, а в 2011 году бордер-колли Чейзер смог узнать 1022 уникальных объекта.

Собакам других пород может быть не так интересно играть или приносить игрушки. Например, гончих, таких как салюки и борзые, в первую очередь разводят для охоты или гонок. Поэтому их обычно труднее дрессировать. Они могут вообще не проявлять интереса к игрушкам. Их мотивация доставить удовольствие дрессировщику также намного ниже.

Обе собаки в этом исследовании прошли интенсивное обучение посредством игры и социального взаимодействия. Их обучили обращать внимание на названия и характеристики игрушек. Вероятно, это заставляло их замечать разницу между новыми и знакомыми игрушками, обращать внимание на связанные с ними словесные сигналы.

Хотя их обучение не было формальным, это, тем не менее, была тренировка с положительным подкреплением. Это мощный метод обучения животных и людей. Собаки, несомненно, очень хорошо усвоили новые навыки.

Научить всех собак выполнять задания, в том числе и заучивать названия предметов, вполне возможно. Но степень, в которой они хотят и могут учиться, а также выполнять задания, во многом зависит от породы собаки. Не последнюю роль играет и уровень мотивации отдельной собаки.

Если ваш питомец — афганская борзая или сенбернар, не ожидайте, что он будет часами собирать для вас игрушки. С другой стороны, если у вас есть бордер-колли или пудель, их способности могут быть ограничены только вашим воображением и вашей преданностью игре с ними.